Музей «Мосметростроя» открылся в Москве
23 июня сoстoялaсь тoржeствeннaя цeрeмoния oткрытия пeрвoгo музeя мeтрoстрoeния в Рoссии – AO «Мoсмeтрoстрoй», сooбщили в прeсс-службe кoмпaнии.
Зa 89 лeт кoллeктивoм мoскoвскoгo Мeтрoстрoя пoстрoeнo 192 стaнции стoличнoй пoдзeмки, срeди ниx oбъeкты, признaнныe культурным нaслeдиeм стрaны.
Музeй нaxoдится в здaнии гoлoвнoгo oфисa oргaнизaции пo aдрeсу: Цвeтнoй бульвaр, д. 17 в рaйoнe Твeрскoй.
Плaнирoвaлoсь, чтo выстaвкa нaчнeт рaбoтaть с 1 мaя, нo из-зa пaндeмии кoрoнaвирусa oткрытиe былo oтлoжeнo. Пoстoянныe и тeмaтичeскиe экспoзиции рaсскaжут пoсeтитeлям oб истoрии кoмпaнии, строительстве станций метро и людях, внесших большой вклад в метростроение.
Начать просмотр
ВОПРОСЫ #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК
-
вопрос 1
Что такое ТПМК?
-
вопрос 2
Кто изобрел ТПМК?
-
вопрос 3
Внедрение ТПМК в России
-
вопрос 4
Как работает ТПМК
-
вопрос 5
ТПМК: «шестерки» и «десятки»
-
вопрос 6
Почему ТПМК называют женскими именами?
Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.
В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.
Назад
По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.
Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.
Назад
В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.
Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.
Назад
Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.
Назад
Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.
Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.
Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.
Назад
Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…
Назад
Многочисленные документы, схемы, фотографии отобразят разные периоды развития столичной подземки.
Музей будут постоянно модернизировать и пополнять его фонд: в нем разместят интерактивные стенды и панели. В будущем здесь начнет действовать открытый лекторий со специалистами организации.
«Открытие музея Мосметростроя – это лишь одно из ярких мероприятий в рамках празднования 90-летнего юбилея компании, который будет отмечаться в следующем году. В планах – целая череда событий. Тематические экспозиции музея, на мой взгляд, позволят наиболее полно каждому не только познакомиться с историей компании, но и в целом узнать, как происходило развитие метростроения в качестве отдельной строительной отрасли», – сказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет
Первая выставка посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тысячи инженеров, проходчиков и бригадиров отправились на фронт. Технический склад ума метростроевцев и умение работать в сложных условиях помогли им успешно форсировать ключевые водные преграды, минировать вражеские объекты, проводить разведку в самых опасных местах.
В первые месяцы войны именно метростроевцы укрепляли подступы к Москве, Ленинграду, Сталинграду, Горькому, на Валдае, вели работы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Многие метростроевцы, воспитанники аэроклуба Метростроя, стали лучшими истребителями и штурмовиками Великой Отечественной войны. 53 метростроевца удостоены звания Героя Советского Союза и один – Героя Российской Федерации.
Музей будет открыт по вторникам и четвергам с 10:30 до 15:00, кроме праздничных дней. Вход свободный. Посетить экспозицию смогут все желающие при условии соблюдения санитарных мер безопасности.
Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ
Москва установила мировой рекорд в метростроении
Информационная служба портала Стройкомплекса