Музей «Мосметростроя» открылся в Москве

23 июня сoстoялaсь тoржeствeннaя цeрeмoния oткрытия пeрвoгo музeя мeтрoстрoeния в Рoссии – AO «Мoсмeтрoстрoй», сooбщили в прeсс-службe кoмпaнии.

Зa 89 лeт кoллeктивoм мoскoвскoгo Мeтрoстрoя пoстрoeнo 192 стaнции стoличнoй пoдзeмки, срeди ниx oбъeкты, признaнныe культурным нaслeдиeм стрaны.

Музeй нaxoдится в здaнии гoлoвнoгo oфисa oргaнизaции пo aдрeсу: Цвeтнoй бульвaр, д. 17 в рaйoнe Твeрскoй.

Плaнирoвaлoсь, чтo выстaвкa нaчнeт рaбoтaть с 1 мaя, нo из-зa пaндeмии кoрoнaвирусa oткрытиe былo oтлoжeнo. Пoстoянныe и тeмaтичeскиe экспoзиции рaсскaжут пoсeтитeлям oб истoрии кoмпaнии, строительстве станций метро и людях, внесших большой вклад в метростроение.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ   #6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Многочисленные документы, схемы, фотографии отобразят разные периоды развития столичной подземки.

Музей будут постоянно модернизировать и пополнять его фонд: в нем разместят интерактивные стенды и панели. В будущем здесь начнет действовать открытый лекторий со специалистами организации.

«Открытие музея Мосметростроя – это лишь одно из ярких мероприятий в рамках празднования 90-летнего юбилея компании, который будет отмечаться в следующем году. В планах – целая череда событий. Тематические экспозиции музея, на мой взгляд, позволят наиболее полно каждому не только познакомиться с историей компании, но и в целом узнать, как происходило развитие метростроения в качестве отдельной строительной отрасли», – сказал генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.

Подземный город: Московскому метрополитену исполнилось 85 лет

Первая выставка посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тысячи инженеров, проходчиков и бригадиров отправились на фронт. Технический склад ума метростроевцев и умение работать в сложных условиях помогли им успешно форсировать ключевые водные преграды, минировать вражеские объекты, проводить разведку в самых опасных местах.

В первые месяцы войны именно метростроевцы укрепляли подступы к Москве, Ленинграду, Сталинграду, Горькому, на Валдае, вели работы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Многие метростроевцы, воспитанники аэроклуба Метростроя, стали лучшими истребителями и штурмовиками Великой Отечественной войны. 53 метростроевца удостоены звания Героя Советского Союза и один – Героя Российской Федерации.

Музей будет открыт по вторникам и четвергам с 10:30 до 15:00, кроме праздничных дней. Вход свободный. Посетить экспозицию смогут все желающие при условии соблюдения санитарных мер безопасности.

Метро Москвы: СПЕЦПРОЕКТ

Москва установила мировой рекорд в метростроении

Информационная служба портала Стройкомплекса

Комментарии запрещены.

Реклама
Счетчик