Комитет Госдумы одобрил поправки в Градкодекс, касающиеся совершенствования строительного саморегулирования

Во вторник 19 января состоялось заседание Комитета по собственности Государственной Думы РФ, основным вопросом которого стало обсуждение проекта Федерального закона № 938845-6, направленного на совершенствование действующего законодательства о саморегулируемых организациях (СРО) в строительной сфере.

Докладчиком по данному вопросу выступил А. Рыбас, заместитель главы Ростехнадзора, а содокладчиком — депутат Госдумы З. Аскендеров. На заседании Комитета в качестве эксперта присутствовал Президент Ассоциации "ЦОС "Сфера-А" И. Константинов.

Перед выступлением докладчиков председатель Комитета по собственности С. Гаврилов дал краткий комментарий, в котором подчеркнул высокую значимость рассматриваемого законопроекта, в силу того, что строительная отрасль играет одну из ключевых ролей в развитии страны. Но при этом сама страдает от деятельности так называемых "коммерческих СРО", которые дискредитируют доброе имя стройкомплекса. Сегодня Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) не демонстрирует способности справиться с этим злом, хотя такое бессилие совсем не означает порочности самой системы саморегулирования, как это пытаются представить некоторые лица, требующие вернуть лицензирование в строительстве. Возврат к старой системе — это прежде всего многомиллиардные затраты, чтобы разрушить то, что уже создано и затем выстроить новую систему. В существующих экономических реалиях такое практически невозможно. Внесенный на рассмотрение законопроект направлен на защиту интересов добросовестных СРО и совершенствование системы саморегулирования в целом.

Далее слово было предоставлено А. Рыбасу. Докладчик подробно остановился на главной цели и основных положениях законопроекта. Цель документа — усиление контроля над деятельностью строительных СРО, а также повышение их ответственности за оказываемые услуги и качество строительных работ. Основные поправки, которые с принятием законопроекта будут внесены в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), заключаются в следующем:

  • Запрет уплаты взносов в компенсационный фонд СРО в рассрочку, а также третьими лицами и сторонними организациями.
  • Увеличение срока хранения документации, касающейся отдельных членов СРО, до 10 лет.
  • Введение для каждой СРО обязанности рассмотрения жалоб на деятельность ее членов.
  • Установление административной ответственности руководителей СРО за предоставление в государственный реестр саморегулируемых организаций недостоверных сведений.

Содокладчик А. Аскендеров предложил рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Далее председатель Комитета предоставил слово И. Константинову. В своем выступлении эксперт обозначил наиболее серьезные проблемы СРО в строительстве и рассказал, как принятие предлагаемых поправок поможет решить их. По словам И. Константинова, введение запрета на уплату взносов в компенсационный фонд СРО в рассрочку во-первых, будет способствовать устранению недобросовестной конкуренции среди СРО — т.к. "коммерческие" СРО больше не смогут заманивать к себе искусственно сниженными взносами. А во-вторых, станет дополнительной гарантией того, что компенсационный фонд в каждой СРО будет собран в полном объеме. А запрет на внесение в компфонд средств третьих лиц и сторонних организаций "отсечет" создаваемые некоторыми СРО микрофинансовые организации, которые также помогают недобросовестным организациям уплачивать в компенсационный фонд не полную сумму, но получить при этом допуск.

Так же важно, по мнению И. Константинова, обеспечить хранение документов отдельных членов СРО не менее 10 лет. Дело в том, что отсутствие в законе такой нормы развязывает руки "коммерческим" СРО, которые "торгуют допусками". В такой организации допуск может получить, к примеру, строительная компания, не имеющая в своем штате требуемое по законодательству число специалистов и соответственно, не способная обеспечить должное качество производимых работ. Согласно действующему ГрК РФ, в случае проведения надзорными органами проверок, недобросовестная СРО всегда может оправдаться, что при выдаче допуска вся требуемая документация была ей предоставлена в полном объеме, но на данный конкретный момент она, в силу различных причин, возвращена компании-члену СРО или вообще утеряна. С введением обязательности хранения документации в течение длительного времени такое оправдание станет невозможным.

И. Константинов подчеркнул, что профессиональное сообщество поддерживает законопроект. Строительные СРО не боятся усиления контроля и готовы к повышению своей ответственности.

По итогам заседания Комитет по собственности единогласно проголосовал за то, чтобы рекомендовать Государственной Думе принять предложенный законопроект в первом чтении.

Комментарий И. Константинова

В настоящее время обсуждается ряд поправок, связанных с деятельностью СРО строительной отрасли. Например, законопроект о том, что из средств компенсационных фондов нужно не только производить выплаты в случае причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом саморегулируемой организации работ или услуг, но и в случаях возникших убытков из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения им государственных контрактов. Данная поправка убийственна для строительных СРО, т.к. неизбежно приведет к растратам компенсационных фондов и, соответственно, к последующему краху всей системы саморегулирования. Она открывает лазейку для фиктивных договоров, заключаемых недобросовестными организациями с единственной целью, — получить выплаты из компфонда.

Вот принятие этой поправки нельзя допустить. А поправки, направленные на повышение ответственности СРО системе саморегулирования необходимы.

Комментарии запрещены.

Реклама
Счетчик